Порядок оформления и расследования ДТП

nnn

При ДТП с тяжелыми последствиями на место происшествия должна выезжать оперативная группа в составе сотрудников ГИБДД, следователя УВД, экспертов-криминалистов, а если водитель скрылся — сотрудника уголовного розыска. По прибытии опергруппы оформляются следующие документы:

— протокол осмотра места ДТП;

— схема ДТП;

— протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства;

— справка по ДТП;

— объяснения участников происшествия и свидетелей;

— протокол контроля трезвости водителей.

При ДТП без пострадавших дело, как правило, ограничивается прибытием инспектора дорожно-патрульной службы (ДПС). Он составляет схему ДТП, берет письменные объяснения с участников происшествия (а при необходимости — и со свидетелей), составляет протокол об административном правонарушении и приложение к протоколу — перечень повреждений всех транспортных средств, попавших в ДТП.

Кроме того, к материалам дела о ДТП могут приобщаться вещественные доказательства. Проверка водителя на состояние опьянения выполняется в обязательном порядке при ДТП с пострадавшими или погибшими, при наличии внешних признаков опьянения, а также по требованию любого из участников ДТП — в отношении других участников происшествия.

Качество и полнота оформления первичных документов имеют огромное значение, поскольку эти документы составляют основу для последующего грамотного рассмотрения дела. Поэтому главная задача сотрудника ГИБДД на месте происшествия — собрать, правильно истолковать и зафиксировать без каких-либо искажений все необходимые сведения, а главная задача участников ДТП — предельно внимательно и в полном объеме проконтролировать этот процесс.

При ДТП без пострадавших оформление происшествия начинается с составления схемы ДТП — чертежа с указанием участка дороги, на котором произошло происшествие, имеющихся ориентиров, дорожных знаков и разметки; места столкновения, положения транспортных средств после удара; всех необходимых привязок к неподвижным объектам и расстояний до них. На этом этапе участники ДТП вносят замечания, пояснения и дополнения, контролируют выполнение замеров (они могут делаться только рулеткой, линейкой или другими измерительными средствами), а после составления схемы ДТП — проверяют и подписывают ее. Кроме того, начерченная схема должна быть подписана лицом, составившим ее, и двумя понятыми.

Любой участник происшествия имеет полное право требовать внесения в схему ДТП исправлений и добавлений, которые могут, по его мнению, повлиять на принятие решения о виновности. Схему следует подписывать только после того, как все противоречия устранены. Отказ сотрудника ГИБДД внести обоснованные исправления и дополнения является нарушением служебной дисциплины и может быть обжалован.

После того как схема ДТП составлена, проверена и подписана, автоинспектор дает команду на освобождение проезжей части. Следующий этап — написание объяснения, текст которого лучше продумать заранее. Сопоставляя между собой объяснения всех участников происшествия, сотрудник ГИБДД получает недостающую информацию, которая может повлиять на решение по делу о ДТП. Если при написании объяснения вы не сумели внятно изложить свою версию произошедшего или продемонстрировали явное незнание основных пунктов ПДД, то для автоинспектора это хороший повод задуматься о степени вашей виновности в данном происшествии.

Пока водители и очевидцы пишут объяснения, инспектор ГИБДД оформляет справки о повреждениях, причиненных каждому транспортному средству в результате ДТП. Проверяя написанное, необходимо убедиться, что зафиксированы все, даже самые незначительные повреждения, а также скрытые дефекты. В противном случае впоследствии можно недосчитаться существенной части страхового возмещения.

Венчает процедуру оформления протокол об административном правонарушении (мы по-прежнему рассматриваем ДТП без пострадавших). Собственно, и схема ДТП, и перечень повреждений, и объяснения участников ДТП — это не что иное, как приложения к его величеству Протоколу. Перед тем как оформить протокол об административном правонарушении, инспектор ГИБДД должен принять решение, кто из участников происшествия является его виновником. Это решение принимается не произвольно, а на основании всестороннего изучения обстоятельств ДТП и в строгом соответствии с ПДД и КоАПом. Протокол выписывается на имя того, кто, по мнению автоинспектора, является виновником данного ДТП. В обязательном порядке в протоколе указывается, какой пункт ПДД нарушен, и приводится краткое, но четкое обоснование принятого решения. Копия протокола вручается виновнику ДТП под расписку, а еще одна копия — другому участнику происшествия по его требованию. Если в полученной вами копии стоит НЕ ваша фамилия, это означает, что в данном ДТП вы признаны потерпевшим и можете претендовать на возмещение ущерба.

Если инспектор ГИБДД обвиняет в происшествии вас, а вы с его решением не согласны, то есть несколько вариантов дальнейших действий. Первый — не подписывать протокол вообще (в этом случае двое понятых подтвердят, что обвиняемый от подписи отказался). Второй — протокол подписать, но на обороте или на отдельном листе (с отметкой об этом в протоколе) изложить свое мнение, объясняющее, почему вы не согласны с решением инспектора ГИБДД. В таком случае рекомендуется, хотя это и необязательно, зачеркнуть в бланке слова «подпись нарушителя» и вписать вместо них «подпись водителя». Ну и конечно, действия автоинспектора в таком случае необходимо обжаловать в установленном порядке — сначала у его вышестоящего начальника (командира соответствующего подразделения ДПС или начальника отделения ГИБДД), а если это не помогло — в суде. Только имейте в виду, что, обжалуя действия инспектора (фактически — обвиняя его в принятии ошибочного решения), вы сами должны будете доказывать неправомерность его действий, а для этого заранее запасайтесь доводами, аргументами и уликами.

На основании протокола об административном правонарушении выписывается еще один документ — постановление по делу об административном правонарушении, где указывается, как должен быть наказан виновный по соответствующей случаю статье КоАП. Если за данное нарушение предусмотрен штраф, то следующая «бумажка» — квитанция на его оплату в банке — заполняется водителем самостоятельно. Если же соответствующая статья КоАП предусматривает лишение прав, конфискацию орудия совершения правонарушения или административный арест, то принять такое решение может только мировой судья или судья районного суда (последний рассматривает более сложные дела). В таком случае все материалы дела об административном правонарушении направляются в суд, куда виновный будет вызван повесткой.

Бывает, что инспектор ГИБДД не может установить виновного и вручить ему копию протокола на месте происшествия из-за сложности дела или по каким-то иным причинам. В таком случае составление протокола откладывается, а материалы дела направляются в группу разбора того подразделения ГИБДД, на территории которого произошло данное ДТП. Участникам происшествия назначается дата и время разбора и сообщается адрес и номер кабинета, куда они должны прибыть для восстановления полной картины и ознакомления с вынесенным решением. Разумеется, в ходе разбора все участники ДТП имеют право давать объяснения, приводить доказательства и обращать внимание сотрудников ГИБДД, ведущих разбор, на существенные обстоятельства, свидетельствующие в их пользу.

Решение по делу должно быть принято сотрудниками группы разбора не позднее 15 дней с момента поступления материалов, судьей — не позднее двух месяцев. Если материалы дела пересылаются по месту жительства обвиняемого, то время пересылки в указанный срок не входит, и срок для принятия решения соответственно продлевается. На обжалование принятого решения в вышестоящем органе или в суде дается 10 дней. Решение суда по поданной жалобе является окончательным.

Еще раз подчеркнем, что вся описанная процедура распространяется на ДТП без пострадавших, поскольку в этом случае нарушитель совершает АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ. Если же допущено ДТП с пострадавшими или погибшими, то в действиях водителя может быть (а может и отсутствовать) состав ПРЕСТУПЛЕНИЯ, наказуемого в соответствии с Уголовным кодексом. В таких случаях протокол об административном правонарушении на месте не составляется, а оформленные материалы поступают сначала в орган дознания ГИБДД, который в течение 1 0 суток либо выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, либо направляет материал в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. При поступлении материалов в следственные органы или в прокуратуру следователь принимает решение об отказе в возбуждении уголовного дела, либо, при наличии признаков состава преступления, возбуждается уголовное дело по ст. 264 УК РФ, регламентирующей уголовную ответственность водителей транспортных средств.

Но даже если уголовное дело возбуждено, это еще не значит, что оно дойдет до приговора. Если потерпевшие в ДТП не жаждут возмездия (а это бывает, как правило, если виновник в добровольном порядке возместил им причиненный ущерб), то они могут ходатайствовать о прекращении уголовного дела в отношении лица, совершившего ДТП. Правда, такое ходатайство еще не означает автоматического освобождения от уголовной ответственности — удовлетворить его или нет, решает суд.

Необходимо знать, что нашим законодательством исключена ситуация, когда за одно и то же деяние нарушитель несет одновременно и уголовную, и административную ответственность. Поэтому даже если протокол об административном правонарушении выписан на ваше имя (то есть вас признали виновником ДТП), то это как минимум означает, что вас за совершенное деяние уже не посадят. Видимо, это должно послужить немалым утешением, однако возникает вопрос: где проходит граница между уголовной и административной ответственностью? Граница эта очерчена совершенно четко — исход дела зависит от тяжести наступивших последствий для потерпевших. Если в результате ДТП им причинены ЛЕГКИЕ или СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ телесные повреждения, то наступает административная ответственность, если ТЯЖКИЕ телесные повреждения или смерть — уголовная. При этом погибшими считаются лица, скончавшиеся на месте ДТП или от их последствий в течение семи суток с момента происшествия.

Решение о степени тяжести телесных повреждений принимает судебно-медицинская экспертиза, акт которой в обязательном порядке подшивается к материалам дела. В зависимости от того, что будет написано в этом акте, уголовное расследование либо продолжается, либо прекращается, и тогда дело переходит в разряд административных и рассматривается по ст. 1 2.24 КоАП.

Разумеется, необходимо помнить и о том, что любой из двух видов ответственности наступает только в том случае, если вина водителя будет ДОКАЗАНА — органом ГИБДД или судом, если речь идет об административном правонарушении, и только судом, если водитель подозревается в совершении уголовного преступления. Постановление по административному делу и приговор суда вступают в силу по истечении установленного срока их обжалования (10 суток), либо после того как жалоба была оставлена вышестоящим органом без удовлетворения.

 

 

 


Комментарии:

  1. Чудов Борис:

    Вопрос очень интересный. Меня 3 августа этого года сбила машина, а именно я стоял около багажника своего автомобиля со своей девушкой. Машина была припаркована вдоль дороги по всем правилам вместе с другими машинами. Вдруг по этой дороге в направлении встречного движения вылетает автомобиль переехавший при этом 2ую сплошную врезается впереди моей стоящую машину а потом и в мою. В результате я ногу сломал она была зажата между колесом задним моей машины и бордюром. А девушка моя получила травму лица о заднюю часть моего автомобиля и потеряла сознание.приехали дпс взяли документы для оформления а нас увезли в больницу. Пока лежал ко мне следователь пришёл распросил обовсём. Когда я выписался он мне дал справку и определение о возбуждении дела об административном правонарушении. Виновник при этом нигде не указан. И эта справка с определением у меня уже 3 месяца. Т.е три месяца я уже без машины которая застрахована по каско и купленна в кредит. С этими документами страховщики отказываются что либо возмещать. А следователь говорит ждать суда который ещё будет непонятно когда. Вопрос должен ли он мне выписать нормальную справку с определением или как?

  2. Алексей:

    Здравствуйте, подскажите, пол года назад попал в ДТП, с виновником договорились, что в ГИБДД скажем, что за рулем сидела его жена, в ГИБДД она подтвердила свою вину, дала расписку о том, что сумма свыше 120 тысяч будет погашена. В настоящее время виновник решил, что он не виноват в ДТП, что у него якобы есть съемка с видео регистратора это доказывающая, на этом основании отказывается выплачивать деньги. Как поступить в данном случае?

  3. Татьяна Фёдорова:

    Очень полезная информация… Самое главное нужно усвоить, что все за всеми нужно проверять и перепроверять…

Отправить комментарий

Все права защищены. © 2014 Автомобильное право - Все о штрафах ГИБДД